Самодельная зернодробилка
Проблем с заготовкой кормов у владельцев приусадебных участков, которые содержат животных на своем подворье, всегда хватает. Особенно много хлопот с приготовлением дробленого зернового корма: найти транспорт, погрузить зерно, отвезти на мельницу, смолоть, привезти назад… Чтобы раз и навсегда избавиться от этих хлопот, хочу предложить конструкцию мощной самодельной зернодробилки, изготовленной из доступных материалов и деталей.
Ее производительность 250-300 кг/час.
Сразу оговорюсь, что идея этой конструкции принадлежит не мне, описаний таких зернодробилок было опубликовано довольно много. Но эта более технологична в изготовлении, так как в ней использовано больше готовых деталей, не требующих сложной обработки.
Корпус дробилки сделан из центральной шестерни планетарной передачи гусеничного трактора. Шестерня представляет собой толстостенный цилиндр с внешним диаметром 254 мм и внутренним зубчатым венцом. От нее на токарном станке нужно отрезать кольцо 1 шириной 85 мм (рис. 2). В одном из торцов кольца проточено посадочное место d232 мм и глубиной 10 мм для установки передней крышки 7.
Эта крышка (d230 мм) выточена из листовою металла толщиной 11 мм. Центральное отверстие d85 под посадочную шайбу подшипникового узла 6 высверливаем и растачиваем на токарном станке только после того, как передняя крышка будет установлена и приварена на свое место в корпусе дробилки.
Подшипник — самоцентрирующийся с зажимными втулками №1680206017 от комбайна СК-5 «Нива». Корпус подшипника — с торцевым креплением тремя болтами М10. Отверстия под них высверливаем в крышке и нарезаем резьбу M10 по месту.
Задняя крышка (рис. 3) — съемная, также выточена из листовой стали толщиной 11 мм. Она крепится к корпусу шестью болтами М8. Отверстия d9 мм под них в крышке размечаем с помощью делительной головки. В трех отверстиях для крепления корпуса подшипника, высверленных по месту, нарезаем резьбу M10, используя для разметки корпус подшипника как кондуктор.
После завершения всех токарных работ в корпусе дробилки вырезаем два отверстия d50 мм для входа и выхода зерна, привариваем к корпусу входной и выходной патрубки и площадку крепления.
Ротор зернодробилки (рис. 4) изготавливаем в следующем порядке. Сначала вытачиваем вал d30 мм и длиной 225 мм. Затем из стального листа толщиной 11 мм вырезаем на токарном станке кольцо с наружным диаметром 195 мм и внутренним — 30 мм. В кольце фрезеруем восемь радиально-лучевых пазов глубиной - 43 мм для установки пластин лопастей.
Заготовки пластин-лопастей (8 шт.) размером 55×75 мм вырезаем из рессорной стали и привариваем к кольцу ротора, вставив в лучевые пазы (см. рис. 4). Кольцо с установленным пластинами-лопастями привариваем к валу с помощью кондуктора на расстоянии 70 мм от переднего конца вала.
Сваренную заготовку ротора протачиваем на токарном стенке до d210 мм, а по ширине — до 68 мм. Протачивая ротор, необходимо учитывать, что радиальный зазор между его лопастями и зубчатым венцом корпуса должен быть не боле 1 мм. Здесь наблюдается вполне очевидная закономерность: чем меньше зазор, тем мельче помол зерна.
Собранную зернодробилку устанавливаем на сварной станине. Причем, ee высота должна быть такой, чтобы под выходной патрубок дробилки можно было свободно поставить достаточно большую емкость для смолотого зерна, например, 200-литровую бочку. При подборе электродвигателя для привода необходимо учитывать, что число оборотов ротора дробилки для качественного помола должно быть не менее 3000 в минуту, а мощность двигателя — не менее 3-4 кВт. Очень хорошо подходит, например, ЗИД-4,5. Направление вращения выбираем таким образом, чтобы помол шел по большому сектору корпуса (на рис. 2 вращение ротора показано стрелкой).
С. ТЮЛЮМДЖИЕВ, Калмыкия, Сарпинский р-н, с. Садовое
«САМ» №10/2001
Свежие комментарии